ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА


ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Физические качества — это врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности.
Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины:
Ø развитие, который характеризует естественный ход изменений физического качества.
Ø воспитание, который предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.
В современной литературе используются термины физические качества и физические (двигательные) способности. Эти понятия нетождественны: двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека (В. И. Лях, 1996). Основу их составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. Физические качества, под которыми понимают отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека, определяют уровень подготовленности. Проблеме развития физических качеств посвящены исследования таких авторов, как В. Г. Фролов, И. И. Сергееня, М. Ю. Кистяковская, Е. Н. Вавилова, Г. П. Лескова, А. П. Матвеев, В. П. Артемьев, В. К. Бальсевич и др.
С ростом детей значительно расширяется круг их движений. При этом время проявления и дальнейшего совершенствования двигательных умений обусловлено уровнем развития двигательных качеств, без которых они не могут быть выполнены.
3.И.Кузнецовой и М.Ю.Кистяковской  было отмечено, что при недостаточном развитии силы, быстроты и ловкости у детей формируются неправильные элементы техники бега, прыжков, метания. Так, недостаточно широкий замах, вялый толчок снаряда и низкая траектория его полета не позволяет добиться дальности метания. Недостаточное развитие силы ног вырабатывает привычку бегать на полусогнутых ногах, при которой нельзя достичь хорошей скорости бега.
Г.А.Дюперрон (1930) выделял пять физических качеств человека: силу, скорость, выдержку, ловкость, мужественность (женственность). А.П.Матвеев (1990) выделял четыре: силу, быстроту, выносливость, ловкость. В.П.Артемьев (1996) физические качества классифицировал следующим образом: сила, быстрота, выносливость, гибкость, частные двигательные способности (способность поддерживать равновесие, глазомер, чувство времени, чувство пространства, способность дифференцировать мышечные усилия).

Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями, быстро перестраивать свою деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. (Л. П. Матвеев)
Среди физических качеств особое место занимает ловкость. Она представляет способность человека целесообразно координировать свои движения и рационально решать двигательные задачи. Координационная сложность двигательных действий рассматривается как одна из составляющих качества ловкости. В то же время для эффективного решения двигательной задачи необходимы точные действия—еще одна составляющая качества ловкости. Таким образом, ловкость—комплексная способность человека. Показателем ловкости может служить время выполнения таких заданий, как бег с поворотами, бег с препятствиями. Н. А. Бернштейн выделял 2 «разряда» ловкости:
1)      телесная ловкость;
2)      предметная, или ручная ловкость.
Л. П. Матвеев же в понятие ловкость включал значительно большее количество компонентов:
1) ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях;
2) ловкость, проявляемая в действиях, связанных со сменой позы, «телесная ловкость»;
3)      ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами, т. е. «ручная» или «предметная» ловкость;
4)      ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласованных усилий нескольких участников;
5)      ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующих тактически согласованных действий.
В понятие ловкость входят:
>       быстрота реакции на сигнал;
>       координация движений;
>       быстрота усвоения нового;
>       осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта.
Таким образом, ловкость — это сложное координационное качество, которое необходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта. Для того чтобы развивать у детей ловкость, необходимо постоянно варьировать упражнения, так как при постоянном выполнении знакомых упражнений ловкость не развивается.
Ловкость сочетается со способностью сохранять устойчивое положение тела в разнообразных движениях и позах. При этом не следует стремиться принимать неподвижные положения, а, напротив, более полезны намеренные потери равновесия с последующим возвращением в устойчивое положение. Доктор педагогических наук В.М.Зациорский отмечал, что «хорошее равновесие не у того, кто его никогда не теряет, а у того, кто его быстрее восстанавливает», и считал эффективным тренировать вестибулярную функцию с помощью упражнений на вращение и ускорение.
Равновесие — способность обеспечивать устойчивость позы в статических положениях и ее балансировку во время перемещений. (Л. П. Матвеев)
Эта функция необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах.
Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У детей ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранить равновесие. При выполнении упражнений, смене положений центр тяжести тела смещается, и равновесие нарушается. Требуется приложить усилия, чтобы восстановить нужное положение тела.
Быстрота — способность человека осуществлять движение с определенной скоростью в минимальный для данных условий отрезок времени (В.К.Балъсевич)
Быстрота проявляется в разных формах: реакции на сигнал к действию; одиночного движения; увеличения в короткое время темпа движений (бег, плавание, ходьба на лыжах и т. д.). О быстроте движений ребенка судят по скорости бега на короткие дистанции (10—30 м), которая выражается количеством метров, преодоленных в секунду.
Быстрота проявляется в разных формах, основные из которых:
        быстрая реакция на сигнал к действиям или их смене;
        скорость одиночного движения;
        способность увеличивать в короткое время темп движений по сигналу или в игровой обстановке;
        частота циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде).
Гибкость — способность выполнять движение с максимальной амплитудой. (В. К. Балъсевич)
Гибкость- способность выполнять движение с максимальной амплитудой (В.К. Бальсевич)
Гибкость делиться на:
Ø Общая (подвижность во всех суставах)
Ø Специальная (определенная подвижность определенных суставов в определенных упражнениях)
Ø Активная (без помощи взрослого)
Ø Пассивная (при помощи извне)
Ø Статическая (выполнение упражнений с фиксацией позы)
Ø Динамическая (выполнение упражнений прерывисто, несколько раз)
Гибкость характеризует степень подвижности в суставах и позвоночнике. Для совершенствования гибкости выполняют наклоны туловища вперед, в стороны; сгибания-разгибания в суставах, «мостики», «корзиночки».
 Сила — способность человека преодолевать внешнее сопротивление или препятствовать ему за счет мышечных усилий. (В.К.Балъсевич, В.И.Лях)
Сила бывает:
Ø Абсолютная (максимальная сила, проявляемая человеком, измеряется динамометром)
Ø Относительная (соотношение абсолютной силы к собственному весу человека)
Существует несколько понятий силовых способностей человека. Абсолютная сила — способность проявлять максимальное напряжение в относительно короткий отрезок времени. Эта способность оценивается обычно с помощью динамометра. Выражается она в килограммах. Относительная сила, которую может проявить человек безотносительно к собственному весу, другими словами, это величина силы, которая приходится на 1 кг веса тела. Относительная сила определяется делением показателя абсолютной силы на вес тела. У детей дошкольного возраста она составляет 1,5— 1,8 условных единиц. Это значит, что ребенок может поднять вес, который превышает его собственный. Можно измерять силу разных групп мышц. Обычно измеряют силу мышц кисти и становую силу.
Уровень мышечной силы определяется возрастом человека и зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, которые регулируют частоту, степень и объем мышечных сокращений.
4 режима работы мышц:
1)      статический — мышцы не изменяют своей диньт;
2)      динамический — мышцы уменьшают свою длину (например, подтягивание на перекладине);
3)      смешанный — статический и динамический (например, удержание на согнутых руках);
4)      уступающий — когда мышцы несколько удлиняются (например, спрыгивание, бег с горы).
Наибольшие величины силы проявляются в уступающем режиме. В любом режиме работы сила может проявляться быстро и медленно.
Исходя из скорости выполнения упражнений, веса отягощения, режима работы выделяют 3 типа силовых способностей:
1)      собственно-силовые способности — проявляются в статическом режиме и медленном движении;
2)      скоростно-силовые способности — работа с отягощением (насколько быстро и какой максимальный вес можно поднимать);
3)      силовая выносливость — способность противостоять утомлению при продолжительной работе.
Средства воспитания силы:
       упражнения с внешним отягощением (например, с гантелями);
       упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки, лазание, приседания, подтягивание);
       упражнения с преодолением препятствий.
Выносливость — способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности. (В.К.Бальсевич)
Выносливость бывает:
Ø  Общая — способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера.
Ø  Статическая - выполнение упражнения статического характера длительное время (долго стоять)
Ø  Специальная - способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в определенных видах деятельности (например, в гимнастике)
Ø  Динамическая - выполнение упражнения динамического характера длительное время (долго стоять) )
Ø  Силовая выносливость:
1.статическая — удержание отягощения
2.динамическая — поднимание тяжести ,
Ø  Скоростная выносливость - 'поддержание скорости выполнения движения несколько раз.
Физиологическая сущность качества выносливости заключается в способности организма ребенка противостоять утомлению. Воспитание выносливости обеспечивает расширение функциональных резервов сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также способность к длительному сохранению правильной позы (осанки) во время ходьбы, бега, езды на велосипеде.
В теории и практике физического воспитания широко распространено деление выносливости на общую и специальную. Общая выносливость больше всего свойственна детям дошкольного возраста. Она проявляется при выполнении продолжительной, мало интенсивной работы, которая включает действие большей части мышечной системы ребенка. Если двигательная деятельность ограничена каким-либо видом (плавание, ходьба на лыжах), то говорят о специальной выносливости. Она зависит от техники владения движениями, уровня развития силы, быстроты и т. д.
Выносливость развивается только тогда, когда ощущается утомление. Для воспитания выносливости необходимо упражнение выполнять медленно, но долго.
Основные компоненты нагрузок при воспитании выносливости:
Ø интенсивность упражнения — чаще умеренной интенсивности;
Ø продолжительность выполнения упражнения;
Ø продолжительность интервалов отдыха между сериями;
Ø характер отдыха;
Ø число повторений.
При разных видах воспитания выносливости разные и компоненты:
1.     при воспитании скоростной выносливости — отдых полный, т. е. интервалы между сериями максимальные;
2.     при воспитании общей выносливости — интервалы между сериями минимальные.



Развитие основных физических качеств детей

На развитие физических качеств детей оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективными средствами воспитания физических качеств у детей являются игровые упражнения, подвижные и спортивные игры, эстафеты, физические упражнения.
В.П.Артемьев определил требования к физическим упражнениям, используемым для развития физических качеств:
Ø    упражнения должны быть относительно (возраста, пола и подготовленности) простыми для того, чтобы не требовались значительные усилия для правильного их выполнения;
Ø    они должны быть достаточно хорошо изученными (должен быть сформирован двигательный навык);
Ø    они должны быть сложными по составу, а именно такими, чтобы существовала возможность перераспределения внимания на конечную цель данного двигательного действия;
Ø    они должны быть такими, чтобы их можно было (при необходимости) выполнять с предельной интенсивностью.
Это все виды физических упражнений: динамические и статические, циклические и ациклические, выполняемые со зрительным контролем и без него, продолжительные и короткие и др.



Развитие ловкости

Существует два пути развития ловкости:
1.                ловкость возрастает при овладении новыми движениями или за счет включения элементов новизны в знакомое движение
2.                ловкость возрастает, если  дается усложнение, новое сочетание знакомых движений или если изменяются привычные условия выполнения движений
Методические приемы, используемые для развития ловкости:
1.                Применение необычных исходных положений (бег из исходного положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя боком или спиной к направлению движения).
2.                Быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать, присесть, стать на колени и т. п.).
3.                Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
4.                Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотами, с хлопками над головой или перед собой.
5.                Зеркальное выполнение упражнений.
6.                Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений. Для детей доступны общеразвивающие упражнения с различными предметами, а также использование предметов в основных движениях. Так, можно метать мячи (резиновые, теннисные), мешочки, снежки, картонные диски; катать и бросать обычный резиновый мяч или более тяжелый набивной.
7.                Изменение пространственных границ, в которых дети выполняют упражнение.
8.                Выполнение упражнений несколькими детьми: парами, тройками, четверками, подгруппой детей или всей группой. Например, вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки; тройками, держась за один большой обруч или длинный шест, поднимать приседать, наклоняться, класть на пол и брать; всей группой, держась за длинную веревку, прыгать по кругу, приседать, наклоняться и т. п.
9.                Более сложное сочетание основных движений и других упражнений. Например, можно использовать бег змейкой, обегая пирамидки, кегли, перепрыгивая на ходу препятствие, доставая в прыжке до подвешенного предмета; ходьбу по гимнастической скамейке с раскладыванием предметов, с перешагиванием через предметы, разложенные на скамейке, пролезанием в обруч, поворотом на середине скамейки.
10.           Усложнение условий в подвижных играх, играх-аттрак-ционах, играх-эстафетах. Например, в игре «Ловишки с ленточкой» два водящих, один из которых выдергивает ленточки только у девочек, другой — только у мальчиков; в игре «Лохматый пес» ребенок в роли пса перед тем как ловить, должен пролезать под дугой.
Упражнения в ловкости требуют большой четкости мышечных усилий, напряженного внимания, их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижение точности координации, поэтому их целесообразнее проводить непродолжительное время и в начале двигательной деятельности. На одном занятии используется небольшое количество упражнений для развития ловкости, но они по возможности должны быть в каждом занятии в разных его частях, например, на одном занятии во вводной части, на другом — в основной части, а на третьем — в подвижной игре.

Развитие быстроты

Требования к подбору и выполнению упражнений для развития быстроты:
1.                Движение должно быть в основных чертах освоено ребенком в медленном темпе. Без этого все усилия будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение. Так, ребенок, неуверенно ловящий мяч и допускающий ряд ошибок, не сможет быстро его поймать и тут же перебросить обратно. Исправить недостатки в технике движения при быстром его выполнении невозможно.
2.                Продолжительность упражнений на быстроту должна быть небольшой, чтобы к концу выполнения этого упражнения скорость не снижалась, и не наступало утомление. Длина дистанции для бега в быстром темпе должна быть не более 10—30 м, число повторений прыжков 10—20 раз, продолжительность непрерывного интенсивного бега в играх у детей 6—7 лет до 15—20 секунд. Кроме того, должны быть интервалы отдыха.
3.                Упражнения для развития быстроты не должны носить однообразный характер. Повторять их надо в различных условиях, с разной интенсивностью, с усложнением или, наоборот, снижением требований, облегчением задания. Тогда не будет закрепления, стабилизации скорости, так называемого «скоростного барьера», который в дальнейшей работе с трудом преодолевается.
4.                Важным условием для успешного выполнения быстрых движений является оптимальное состояние центральной нервной системы, которое достигается лишь тогда, когда дети не утомлены предшествующей деятельностью. Значит, игры и упражнения, совершенствующие быстроту, целесообразно проводить в начале физкультурного занятия или в начале прогулки. Для развития быстроты целесообразно использовать различные упражнения в размахивании, кружении, взмахе, ударах, бросании и толкании легких предметов, поворотах, выполняемых с максимально возможной частотой.
Методы развития быстроты:
Ø Повторный — одно упражнение выполняется долго;
Ø Повторно-прегрессирующий - дается одно упражнение с усложнением;
Ø Соревновательный
Ø Игровой;
Ø Вариативный — используются разные упражнения и разное их чередование.



Развитие гибкости

Для развития гибкости используют упражнения в растягивании мышц и связок. К таким упражнениям относятся:
1)      динамические (маховые, рывковые, пружинистые);
2)      статические (позы, на снарядах).
Упражнения на гибкость следует выполнять вначале в медленном темпе, а затем — в быстром. Амплитуду движений увеличивать постепенно. Особенно важно соблюдать осторожность в пассивных движениях (движениях, выполняемых с помощью партнера, педагога). Перед упражнением на гибкость следует выполнить движения, согревающие мышцы и связки. Нагрузка в упражнениях на гибкость определяется числом повторений, необходимых для достижения в данном занятии предельной амплитуды движений. В динамических упражнениях это достигается за счет увеличения количества повторений до 14 — 16 раз; в статических — за счет увеличения времени удержания до 3—5 секунд.
При избирательном воспитании гибкости эффективны следующие упражнения:
Ø    для позвоночника: наклоны и повороты из разных исходных положений;
Ø    для тазобедренного сустава: махи ногами, выпады, упражнения на гимнастической стенке;
Ø    для суставов плечевого пояса: рывки руками, вращение рук, упражнение с палкой, упражнения у гимнастической стенки.
У детей опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленных суставов).
Методы воспитания гибкости:
1.                Повторный (используется чаще всего), т. е. повторение упражнений сериями и несколько повторений каждого упражнения в каждой серии, между сериями — отдых.
2.                Использование упражнений статического и динамического характера.
Необходимо помнить, что упражнения для развития гибкости необходимо выполнять в медленном, спокойном темпе, после хорошего разогрева организма (разминки), большое внимание уделять при использовании отягощений, нельзя делать резких движений, выполнять упражнения, при которых испытываются болевые ощущения.


Развитие силы

При развитии силы выделяют две задачи:
1. Гармоничное укрепление всех мышечных групп двигательного аппарата.
2. Развитие способности рационально проявлять мышечные усилия, учитывая разнообразные условия деятельности.
Упражнения на развитие силовых способностей подразделяют на две большие группы:
1)      упражнения с внешним сопротивлением, вызываемым весом бросаемых, толкаемых предметов;
2)      упражнения, отягощенные весом собственного тела, например, ползание, лазание, прыжки.
Для детей в основном применимы упражнения динамического характера, способствующие развитию скоростно-силовых способностей:
Ø    упражнения, связанные с толканием, бросанием утяжеленных предметов;
Ø    упражнения, связанные с подниманием веса собственного тела (прыжки на месте и с продвижением вперед, приседания, лазание и ползание, прыжки в длину и в высоту).
Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению. Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньше количество раз упражнение должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклоненным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнений. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабление.
Учитывая анатомо-физиологические особенности детей, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма.
Методы воспитания силы:
Непредельных отягощений — определенный вес ребенок поднимает максимальное количество раз. Достоинство этого метода в том, что ребенок может выполнить большой объем работы, так как вес маленький, не травмоопасен, педагог может контролировать технику, так как упражнение выполняется в медленном темпе.
Предельных и околопредельных (максимальных) отягощений — ребенок выполняет упражнение 1—2 раза, но отягощение максимальное, число подходов — не более 3 раз, отдых — полный. Недостатки этого метода в том, что этот метод травмоопасен и педагог не может контролировать технику.
Статических усилий — выполнение кратковременных упражнений без изменения длины мышц. Упражнение выполняется 5-6 секунд, в комплексе 4-6 упражнений, отдых между упражнениями 60 сек. Плюсы и минусы:
—не требует сложного оборудования;
—можно тренировать любые мышцы;
—но сила практически не развивается.
Динамических усилий — выполнение упражнений долго с малым весом. В серию входит 15—20 упражнений, между сериями 5—8 минут.
—не вызывает увеличения мышечной массы;
—совершенствует скоростно-силовые способности;
—но травмоопасен.
В комплекс упражнений для развития силы должны быть включены:
1)      упражнения на расслабление;
2)      упражнения на обучение детей правильному дыханию (не должно быть задержки дыхания).

Развитие выносливости

Больше всего для развития у детей выносливости подходят циклические упражнения, удовлетворяющие следующим требованиям:
Ø    Участие большого числа мышечных групп;
Ø    Чередование моментов напряжения и расслабления мышц
Ø    Использование знакомых, не трудных по технике движений;
Ø    Возможность регулировать темп и длительность выполнения.
Наиболее соответствуют этим требованиям ходьба, бег, подскоки, ряд спортивных упражнений и подвижных игр. Основным в развитии выносливости является метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности или более активных упражнений с небольшими перерывами.
Продолжительность непрерывных движений - около 2 минут. Начинать развитие выносливости следует с интенсивности 50 -60 %.
Бег со средней скоростью (2 —2,5 м/с) является главным средством воспитания общей выносливости детей. При включении его в занятия нужно увеличивать каждый раз расстояние, которое должны преодолевать дети.
Хорошо сочетается продолжительный бег с ходьбой, общеразвивающими упражнениями. Вместе с бегом развитию выносливости могут содействовать прыжки через скакалку, подпрыгивание на месте и с продвижением вперед, спортивные упражнения (ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде), а также подвижные игры, в которых двигательное действие повторяется много раз.
Методы воспитания выносливости:
1.                Равномерный - выполнение одного упражнения все время;
2.                Переменный — выполнение упражнения быстро медленно;
3.                Интервальный — выполнение высоко интенсивных упражнений, но мало по времени, с небольшими промежутками отдыха.
Развитие выносливости предполагает некоторую степень утомления, которую можно определить по внешним признакам ребенка:
1. допустимую степень нагрузки характеризует незначительное покраснение лица, выражение остается спокойным, незначительная потливость, несколько учащенное неровное дыхание, движения бодрые, задание ребенок воспринимает хорошо и правильно выполняет.
2. средняя степень утомления выражается в значительном покраснении лица (оно напряженное), дыхание резко учащается, движения теряют координацию, четкость, появляются дополнительные лишние движения, дети жалуются на усталость.
3. значительное утомление проявляется в обильной потливости (иногда побледнение лица), снижении темпа и амплитуды движений, вялости и чрезмерной возбудимости, прекращении деятельности.
Наряду с бегом следует применять для развития выносливости подскоки, прыжки через короткую скакалку, прыжки с продвижением вперед (время до 2 минут). 

Развитие равновесия

Равновесие обеспечивается сложным сочетанием в действиях различных анализаторов — мышечного, вестибулярного, зрительного, кожного, объединяемых регулирующим влиянием центральной нервной системы. Поэтому для развития способности сохранять равновесие необходимо использовать разнообразные физические упражнения, влияющие на органы и системы, обеспечивающие устойчивое положение тела ребенка, как при удержании статических поз, так и при перемещениях в пространстве. Хорошее развитие функции равновесия облегчает совершенствование знакомых навыков и освоение новых движений и связано со всеми основными движениями — ходьбой, бегом, прыжками, лазанием, метанием. Особенно ярко равновесие проявляется в движениях и положениях тела, связанных с быстрыми перемещениями, сменой положений, уменьшением повышением площади опоры упражнения в равновесии помогают регулировать перемещение центра тяжести тела и мышечные усилия, направляемые на сохранение равновесия. Многократное повторение таких движений способствует развитию ловкости, координации, ориентировки в пространстве.
Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега), в подвижных играх. Доказана необходимость специальных упражнений, направленных на развитие у детей устойчивости в разных позах во время статических положений и движений в пространстве. В статических упражнениях необходимо удерживать равновесие в определенно принятой позе (стоя на носках, на одной ноге). Выполняются упражнения на полу, скамейке или другой опоре. В динамических упражнениях равновесие надо сохранять в движении — при ходьбе, беге, после поворотов, вращений. Такие упражнения легче выполнять на полу. Дальнейшее усложнение связано с уменьшением площади опоры и увеличении высоты опоры. Упражнения, связанные с проявлением равновесия, требуют от детей сосредоточения, внимания, волевых усилий, поэтому они должны проводиться по возможности до упражнений в силе и выносливости.
Методические приемы для совершенствования способности поддерживать равновесие (по Л. П. Матвееву)
Ø    Удлинение времени сохранения неустойчивой позы;
Ø    Уменьшение площади опоры;
Ø    Увеличение высоты опорной поверхности;
Ø    Включение предварительных движений, затрудняющих сохранение равновесия;
Ø    Введение неустойчивой опоры;
Ø    Временное ограничение или исключение зрительного самоконтроля;
Ø    Введение сбивающего противодействия партнера;
Ø    Использование условий внешней среды, усложняющих поддержание равновесия при перемещениях.

Развитие глазомера

Развить глазомер можно при выполнении любых упражнений: при ходьбе дети должны правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках — точно попадать ногой на доску, чтобы, оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние до впередистоящего ребенка; в метании на дальность и, особенно, в цель — расстояние до цели и т. д. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя его затем шагами.
Таким образом, развитие физических качеств — одна из важных сторон физического воспитания детей. Ведь уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: ловкость, быстрота, гибкость, сила и выносливость.
На развитие физических качеств детей оказывают влияние различные средства физического воспитания: общеразвивающие упражнения, основные движения, игровые упражнения и игры (подвижные, аттракционы, эстафеты, хороводные), музыкальноритмические движения, подражательные игры, акробатические упражнения, логоритмические упражнения, импровизация, ритмическая гимнастика, элементы спортивных игр, работа на тренажерах, туристические походы.
При правильном физическом воспитании наблюдается развитие у детей всех физических качеств и увеличение их показателей. Следовательно, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств — важная сторона повышения эффективности физического воспитания детей.



Диагностика физических качеств

Ловкость

Бег на 10 м между предметами (змейкой). На 10-метровой дистанции расставляется 8 предметов (кегли, флажки, кубики и др.) на расстоянии 1 м. Фиксируется время и количество сбитых предметов.
Челночный бег на 30 м. (Три отрезка по 10 м)Фиксируется время.

Быстрота

Бег на короткую дистанцию 10 м. На дистанции ребенок выполняет бег с высокого старта. Дать детям 1 попытку на освоение дистанции. Потом сообщить, что надо бежать очень быстро от флажка (старт) до флажка (финиш).
Бег на длинную дистанцию — 30 м. На дистанции 30 м выделяется средний 10-метровй отрезок. Ребенок бежит с максимальной скоростью всю 30-метровую дистанцию. Замер производится на пробегании средних 10 м.

Гибкость

Определяется по расстоянию наклона стоя на гимнастической скамейке. Ребенок наклоняется вперед, стараясь не согнуть колени, и тянется к полу, на котором закреплена линейка с делениями (отсчет делений сверху). Фиксируется то расстояние, до которого ребенок дотянулся пальцами. Если он дотрагивается до поверхности скамейки, на которой стоит, то его гибкость считается удовлетворительной, если он может дотронуться пальцами до уровня на 5 см ниже — хорошей, а если на 10 см ниже — отличной.

Скоростно-силовые способности

Бег на дистанцию 30 м (от линии старта до линии финиша).
Прыжок в длину с места (обязательно в прыжковую яму, планка не кладется, но можно провести черту).
Прыжок в высоту с места, измеряется с помощью прибора В.М. Абалакова: сантиметровая лента прикрепляется прочно к ремешку ребенка, 0 см находится возле ремня. Второй конец ленты свободно закреплен под крючком на полу. Вначале ребенку предоставляется возможность попрыгать самостоятельно, а потом предлагаем сильно выпрыгнуть вверх. Дается 3 попытки, фиксируется лучший результат. Разность между показаниями на ленте возле крючка после прыжка и до прыжка и есть показатель прыжка в высоту, например, показания на ленте после прыжка было 80 см, а до прыжка 54 см, 80 - 54 = 26 см. Значит, прыжок в высоту равен 26 см.
Прыжок в длину с разбега с детьми старшего возраста, но только в том случае, если дети его усвоили и выполняют правильно. Он не является стандартом, но может использоваться как дополнительный метод.
Бросание набивного мяча двумя руками из-за головы весом 1 кг для детей среднего и старшего возраста, и 0,5 кг для детей младшего возраста. Ребенок сидит спиной к линии, начерченной на полу, так, чтобы спина по отношению к линии находилась перпендикулярно. Бросок выполняется из положения сидя, спина прямая, ноги разведены в стороны, набивной мяч отведен за голову. Дается 2 попытки, фиксируется лучший результат.

Выносливость

Бег на расстояние (например, по Вавиловой, это 90 м, по Фролову — 1000 м). Он проводится в удобном для ребенка темпе (умеренном). Ребенок бежит до тех пор, пока сам не откажется бежать дальше. Дети среднего возраста бегут за лидером, дети старшего — самостоятельно. Детям среднего возраста объясняем, что надо пробежать как можно дольше, а детям старшего возраста, что надо пробежать всю дистанцию. Фиксируется расстояние и время его преодоления. Желательно, чтобы старт и финиш находились в одном месте. Дается одна попытка.

Диагностика равновесия

Функция равновесия определяется продолжительностью удержания равновесия, стоя на одной ноге, опираясь на голень опорной. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Равновесие считается потерянным, если ребенок начинает опираться на две ноги или перемещает опорную ногу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий